главная
аэродром
авиация в Щучине
военнослужащие гарнизона
о Щучине
награды сайта
контакт
влажность воздуха в помещениях
от автора
катастрофы
гарнизоны
общее о ВВС и ВС
фотогалерея Щучина
гостевая книга
ссылки

Ночной рейд на Либаву.

Я.С. Леденев
ветеран Финской и Отечественной войн и труда

...14 декабря 1944 г. на полевом аэродроме Черлёна (на Гродненщине) группа экипажей 109-го авиаполка дальнего действия готовилась к ночному удару по портам Мемель и Либава, откуда фашисты спешно эвакуировали свои войска. Было известно, что над целью активно действуют ночные истребители. В состав группы вошёл и молодой экипаж младшего лейтенанта Шутова Евгения Васильевича.
С вечера погода над аэродромом была сносной, а по маршруту синоптики обещали сплошную облачность, у цели - с верхней кромкой 3500 метров. После взлёта уже в сумерках экипажи встретили на пути постепенное ухудшение погоды. А минут за сорок до цели радист Галин обратился к Шутову:
-Командир! Из-за «сложняка» наши по одному возвращаются домой!...
Летчик запросил мнение основного штурмана Бориса Корбута и стажёра Москаленко.
Те ответили: Женя!
Надо бомбить! Ты только пробей облака, а мы на цель выведем. -Зайдём с моря. Курс - 290 градусов. И лётчик начал круто снижаться в толще облаков. Вскоре их бомбардировщик ИЛ-4 выскочил под нижнюю кромку на высоте 300 метров над водами Балтики.
Корбут скомандовал: Разворот на 180 градусов!...
Минуты через две показалась береговая черта и Либавский порт с характерными пятью гаванями. В такую погоду зенитки налёта не ждали и молчали. Немного выше бомбардировщика темнели продолговатые тела аэростатов воздушного заграждения, цепочкой вытянувшихся со стороны суши.

Наконец прозвучали слова штурмана:
- Сбросил!...
И вскоре мощная взрывная волна ощутимо взметнула машину вверх. Оказывается Корбут сбросил все бомбы залпом.
- Спокойно, всё в порядке...
После первых взрывов бомб вспыхнули и вонзились в небо лучи десятка прожекторов, неистово забили зенитные батареи. А в порту уже разгоралось несколько пожаров.
В наборе высоты развернувшись на восток, бомбардировщик нырнул в облака. В последний момент экипаж заметил на земле яркую вспышку, и их снова сильно тряхнуло. «От взрыва «сотки» так не бывает. Очевидно, рванул какой-то объект...
Пробив облака, они пошли над верхней кромкой. Двигатели работали нормально, и полёт протекал спокойно.Вскоре штурман спросил:
-Радист!
Как там дела?
-Наши садятся!
-Передай - бомбили основную цель...
На КП, где как раз находился главный штурман 18 Воздушной Армии генерал-майор И.Петухов, сообщение ждали с тревогой - уже все экипажи группы из-за плохой погоды вернулись и отдыхали.
А после посадки дома, едва Шутов зарулил на стоянку и выключил двигатели, как давно «метавший икру» возбуждённый комэск капитан Гордей Коростылёв рукой отстранил техника самолёта Ивана Педько и набросился на лётчика и штурманов:
-Какого чёрта, трам-та-та-там, на рожон лезете? Все умные давно вернулись!...
И сразу усадил всех писать подробное боевое донесение. Проверив карту и штурманские расчеты Корбута, генерал дважды перечитал донесение. Потом сказал:
-Вот как надо летать!...
Как оказалось, в эту ночь экипаж Шутова чуть ли не один из Воздушной Армии выполнил боевое задание. Дивизионная газета «Сталинец» откликнулась очерком об этом полёте. А экипаж Евгения Шутова вскоре был представлен к награде...

вернуться на предыдущую страницу

  Rambler's Top100    
     
при перепечатке ссылка на сайт обязательна Copyright © Щучин - город авиаторов